Краткий очерк о государстве

В данной статье хотелось бы рассказать, как, когда и зачем появилось государство, что такое государство, каковы его сущность, формы и развитие.

Множество теорий происхождения государства спорят друг с другом, но все они, как правило, рассматривают данный вопрос с идеалистических позиций. Однако марксистская теория дала взгляд материалистический – без выдумок и причуд, без веры в нечто сверхъестественное, в антинаучное.

Происхождение

Государство возникло вовсе не из-за того, что так велел всемогущий бог, и не потому, что так решили какие-то мудрецы, а потому, что общество разделилось на социальные классы. Что же произошло?

Как мы знаем, при первобытно-общинном строе никакого государства не было, и люди обходились без него. Так продолжалось до тех пор, пока развитие производительных сил в том древнем обществе не привело к крупному разделению труда, такому как образование пастушьих племен, отделение ремесла от земледелия, появление купечества. Всё это поспособствовало появлению частной собственности и расколу общества на антагонистические классы.

Пока одна часть людей занималась физическим трудом, другая руководила процессом производства и владела частной собственностью, занимая тем самым привилегированное положение в обществе.

Вследствие разделения на классы решение вопросов всем обществом оказалось невозможным, так как одна часть общества действовала в своих интересах, а другая часть – в своих. Привилегированный класс добился господствующего положения в обществе, но для поддержания своего господства ему стал необходим специальный аппарат подавления эксплуатируемого большинства. Этим аппаратом и являлось то, что мы понимаем под государством.

Аппарату подавления присущи такие атрибуты как армия и полиция, суды и тюрьмы, органы власти и т.д. Во-главе государства встали эксплуататоры, которые стали посредством него подавлять классы неимущих. Так появилось рабовладельческое государство, при помощи которого эксплуататоры (рабовладельцы) стали осуществлять свою диктатуру над рабами.

Забегая вперед, можно отметить одну интересную вещь: форма власти в государстве не влияет на его классовую сущность, при этом может быть любой. Более подробно это будет разобрано ниже, сейчас же отметим, что государства классифицируются по правящим в них классам. Помимо рабовладельческого, история также знает феодальное и буржуазное государства. Эти три типа государства объединяет одно: они все являются аппаратами для подавления эксплуататорами класса эксплуатируемых.

Разница между ними заключается в том, что в рабовладельческом обществе основные классы — это рабовладельцы и рабы, в феодальном — феодалы и крепостные, в буржуазном — капиталисты и рабочие. Соответственно есть рабовладельческая, феодальная и буржуазная общественно-экономические формации, которые сменяли друг друга в результате роста производительных сил, входящих в противоречие с производственными отношениями и разрешающихся в результате социальной революции, но эта тема для другой статьи.

Формы власти

Мы с вами хорошо знаем школьный курс истории (если не знаем, то повторим), помним о существовании Древнего Египта, Греции, Рима. В Египте формой власти была абсолютная монархия, в Греции – демократия, Рим был республикой и империей. Как мы видим, формы власти различны, однако все они имеют нечто общее: в каждом из этих государств господствует рабовладение. Из вышесказанного можно сделать вывод: так как государство возникло в результате разделения общества на классы, где класс эксплуататоров взял верх, государство выражает интересы эксплуататоров (в данном случае, рабовладельцев). Из исторических примеров мы видим, что диктатура рабовладельцев в разных государствах осуществляется по-разному. В одном случае один рабовладелец осуществляет правление, в другом случае правят несколько рабовладельцев, в самом демократическом случае делами заправляют все рабовладельцы сообща. Формы разные, но диктатура все та же. Рабов и там, и там продолжают подавлять.

Разнообразие форм правления зависит от изменений в соотношении классовых сил и разных групп внутри господствующего класса. Так, например, в феодальном обществе, в период феодальной раздробленности, отдельные феодалы на местах имели огромную власть и самостоятельность. Но с ростом экономических связей и товарно-денежных отношений между областями, происходит централизация власти в одном месте. Древнерусское государство и Московское княжество являются тому примером.

Отвлекаясь на пример феодальной раздробленности, повторим: что, не смотря на разнообразные формы власти в рабовладельческом, феодальном и буржуазном обществах, сущностью всех этих государств является всегда диктатура господствующих эксплуататорских классов. Выше мы приводили примеры рабовладельческих государств. Теперь можем привести примеры феодальных: Новгородская республика и Московское княжество; формы правления в них разные, диктатура феодалов одна.

Разные формы правления существуют и в буржуазных государствах: монархии и республики. С растущей силой рабочего движения, диктатура буржуазии может принимать и фашистские формы власти. Как мы видим, демократия и фашизм – очень разные формы, но все они выражают диктатуру одного класса – буржуазии. Всё потому, что, как уже было написано: соотношения классовых сил и разных групп внутри господствующего класса определяют форму власти. Если рабочее выступление проигрывает буржуазии, то буржуазия, опасаясь повторного выступления, может прибегнуть к самым жестоким формам своей диктатуры. Так было в первой трети XX века в Германии и в Италии, так было в Чили второй половине века, в ряде других стран.

Общество без государства?

Классики марксизма утвердили тезис о том, что противоречия капиталистического общества разрешает социальная революция, где движущей силой является пролетариат – класс наёмных рабочих. В процессе развития капитализма буржуазия концентрирует производство, увеличивает численно и сплачивает против себя класс рабочих, даёт ему оружие. Эта организованность пролетариата в совокупности с непрекращающейся эксплуатацией способствует эффективной борьбе, а в случае одного из неизбежных кризисов, наложившись на него, образует социальный взрыв.

И тут вопрос о государстве, в отличие от предыдущих социальных революций, меняется в корне. Класс эксплуатируемых захватывает власть и отстраняет от власти буржуазию – класс эксплуататоров. Рабочие, взявшие власть, разламывают старую государственную машину и начинают осуществлять свою диктатуру над эксплуататорами, которые ещё не уничтожены до конца. Такое положение дел называется переходным периодом революционной диктатуры пролетариата от капитализма к социализму.

Форма диктатуры пролетариата может принимать различные виды: советы, однопартийность, многопартийность и т.д. Однако тут есть интересная особенность. По законам диалектического материализма, пролетариат, уничтожая буржуазию, уничтожает и самого себя. То есть диалектическое противоречие снимается диалектически.
А теперь вспомним, что причиной возникновения государства было разделение общества на классы. Если пролетариат, уничтожая буржуазию, уничтожает и себя, то общество перестаёт делиться на классы, а значит, происходит и отмирание государства, которое было порождено классовым обществом. Бесклассовое общество не требовало подавления одной части общества другой. Поэтому, пролетариат, если и принимает не самые демократические формы своей диктатуры, то делает это, как и в остальных случаях, из-за расстановки классовых сил. Но стремление в бесклассовое общество, в общество без угнетения и эксплуатации не требует более никакой диктатуры. Вследствие чего, пролетариат стремится к завоеванию демократических форм власти и в конечном итоге к полной “демократии”.

С исчезновением классов, отмиранием государства, товарно-денежных отношений, общество переходит в новую общественно-экономическую формацию, которую называют “социализмом/коммунизмом”.

Коммунизм, как и первобытно-общинное общество, является бесклассовым обществом без государства и эксплуатации человека, но с значительным отличием: при коммунизме уровень производства несравнимо выше, чем во времена первобытные, что обусловлено научно-техническим прогрессом.

Следует заметить, что коммунизм – не долгожданный рай и не предел развития. Общественно-экономическое развитие не стоит на месте, с наступлением коммунистического общества процесс развития непременно будет идти вперёд дальше, и кто знает, что будет потом. Строить же утопии будущего – такой же антинаучный подход, как придумывать идеалистические теории возникновении государства.

Но совершенно точно можно сказать следующее:

Государство не вечно.
И.Антохин
28.12.2016

Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+

Добавить комментарий