Больше контроля над интернетом – реакционные ужимки режима без будущего.

«Те, кто готовы пожертвовать насущной свободой

 ради малой толики временной безопасности

не достойны ни свободыни безопасности».

 

30 июля президент РФ Путин подписал закон согласно которому три репрессивных органа государства (Роскомнадзор, ФСБ, МВД) получат возможность в связке давить на владельцев VPN-сервисов и анонимайзеров требуя от них ограничения пользовательского доступа к сайтам которые государство сочтет неугодными для себя. Некомпетентная и коррумпированная власть все более явно чувствует угрозу исходящую от любых пространств, где прогресс и свободная мысль остаюстя еще возможными, где общество имеет возможность вырваться за пределы навязываемых ему отсталости и мракобесия.

Что же нам предлагают принять в качестве оправдания подобных действий? Старый фашистский клич: «Нация под угрозой!». Под угрозой, конечно же, разнообразных внешних и внутренних врагов – исламских террористов, американцев, зловещих революционеров, анархистов, агентов Госдепа, наркоторговцев, укранских фашистов и т.д. Словом, всюду окопался враг грозящий потрясением стабильности и моральным разложением добропорядочных граждан.

Тут вспоминается опыт семилетней давности – так называемый «Закон о защите детей от вредной информации». Вроде бы информационное пространство должно было быть обрезано только для детей, но как-то так в итоге оказалось, что все возраста попадают под определенные ограничения (то есть все граждане страны для государства как бы дети).

Нынешний закон в теории направлен на ограничение деятельности экстемистов и «врагов общества». Напрашивается аналогия: не рассматривает ли буржуазная власть всех граждан страны страдающих от последствий ее глупости и некомпетентности как потенциальных экстремистов и «врагов общества»? Есть серьезные основания полагать, что явная угроза экстремизма – лишь предлог создать как можно больше рычагов для подавления и закрытия пространств, где социальное негодование может получить конкретное концентрированное выражение.

Зададимся вопросом, откуда вообще взялся в конце XX века исламский терроризм в России? Чья инициатива породила его?

Не инициатива ли высшей бюрократии так стремившейся уничтожить дух рабочего интернационализма и играть на национальных чувствах дабы разделить СССР на удельные олигархические диктатуры? Не крупным ли международным капиталом (с которым завязана и нынешняя элита) спонсировался экстремизм позволявший рушить экономики целых регионов? Не реформы ле «ельцинизма» обострили нищету и озлобленность в «мусульманских» регионах где политическая инициатива была подхвачена исламистами?

И нынешний режим лишь продолжает эту политику! Сама логика его функционирования рождает недовольство и склонность молодого поколения к радикальным решениям, ибо он плодит лишь бедность, тьму, стагнацию и озлобленность. Нет оснований для оправдания исламского терроризма, но надо понимать, что возник он не на пустом месте, а как прямая реакция и следствие политики буржуев и коррумпированной бюрократии, как попытка части шокированных и политически неподготовленных масс найти выход из того унизительного положения в котором они находятся.

Уместно в этом смысле вспомнить ответ гения Пабло Пикассо на вопрос гестаповца о картине «Герника»: «Это вы сделали?» — «Нет, это сделали вы». Так и нынешний режим, все сужая под предлогом угрозы террора пространство свободы, лицемерно опускает тот аспект, что именно его политика породила террор и сама, по-сути, является террором против населения.

У нынешнего режима нет будущего, ибо он не способен к существованию в современном пространстве и систематически выступает как классовый враг большей части населения страны которую он контролирует.

 

Free Internet как коммунистическая идея.

 

Почему же свобода в виртуальном пространстве важна для любого последовательного коммуниста как часть актуально общественно-политической повестки?

Технологии и знания – краеугольный камень прогресса человеческой цивилизации. Бессмысленно пытаться, в обскурантистском порыве, вернуться в мифические прошлые времена «более гармоничной духовной жизни не испорченной злом технического прогресса». Вся история человека демонстрирует его борьбу с «естественностью» посредством теоретической аккумуляции и применения на практике технологических достижений. Природа – это не только вдохновляющие виды бескрайних прерий, скал, деревьев или успокаивающее пение птиц. Природа являет собой так же и череду опасностей и чудовищных катастроф угрожающих человечеству. Укрощение и подчинение себе природы – один из непреходящих проектов исторически осуществляемых человеческой цивилизацией.

Маркс в своем материалистическом перевороте гегелевской диалектики смог придать принципиально новое измерение понятию Мирового разума (не путать с Мировым духом (Geist)). Для Гегеля Мировой разум имел свое бытие в искусстве как интуиция и воображение, в религии как чувство, в философии как чистая свобода мысли. Марксов материалистический переворот заключался в постулировании бытия Мирового разума в научном знании, общественном прогрессе и его универсальном распространении в человеческом обществе в наиболее широком его понимании. И здесь интернет становится важен для нас.

Интернет, в настоящее время, является именно тем пространством где Мировой разум в его марксистском понимании имеет возможность для наиболее эффективного обретения своего бытия. Интернет сегодня – это крупнейшая сокровищница знаний накопленных человечеством за свою историю. Когда-то  “древние” смогли посредством, хотя и ограниченного, накопления и применения на практике письменного знания построить корабли разбившие оковы океанических пространств на Земле. Быть может в один день аккумуляция и применение на практике знаний через сеть интернет позволит нам разбить оковы космоса и вырваться за пределы своей галактики, исследовать мир широко и как никогда полно.

Мгновенный ответ моралиста и алармиста: «А как же проблема распространения призывов к насилию, сектантская пропаганда, порно, торговля наркотиками онлайн и т.д.?»

Здесь нам следует быть твердыми и решительно ответить: «Имейте смелость взглянуть на грязный оборот общества в котором мы живем!». Интернет есть не только пространство накопления знаний помогающих улучшать жизнь, но и пространство мирового общения. Он является, в определенном смысле, зеркалом в котором отражаются многочисленные противоречия существующего социального порядка.

Современный городской житель вымещает в блоги и социальные сети свои фрустрации, гнев и подозрения, он готов (больше чем ближайшим друзьям или родственникам) довериться поисковику Google в поиске решения насущных проблем и ответов на свои вопросы, он просматривает порнографию из-за сексуальной неудовлетворенности, он, в конце концов, обращается к мыслям о насилии и терроре от гнева предопределенного тем, что он живет в обществе зашедшем в тупик – в буржуазном обществе.

Все негативные стороны интернета являются лишь отражением несовершенства и противоречий существующих социальных и экономических отношений. Следует иметь смелость и столкнуться с таким выражением общественных противоречий, ибо это – часть цены которую мы должны платить за прогресс. Даже сами эти негативные проявления скрывают в себе прогрессивную потенцию: в анализе «больших данных» и массивов активности пользователей интернета для социологии в XXI веке открываются новые исследовательские рубежи, через освоение которых наука сможет больше понять индивидуальное и коллективое состояние человека в капиталистическом обществе.

Таким образом, для любого последовательного коммуниста свобода интернета – без сомнения важная повестка. Но! Либеральное понимание свободы интернета (как права на «свободу слова» и непосягательство государства на нее) является недостаточным. Здесь очень кстати будет обратиться к области языковых двусмысленностей.

В английском языке словосочетание free internet может быть прочитано и как «свободный интернет», и как «бесплатный интернет» или «общедоступный интернет». Проблема не только в вопросе свободы слова, но и в том, как и какой ценой человечество обеспечено сегодня доступом к этому пространству Мирового разума. Каждый из пользователей интернета, в той или иной степени, сегодня выплачивает ренту целому ряду инстанций осуществляющих (что даже Маркс не мог себе вообразить) приватизацию пространства бытия Мирового разума, таких инстанций как государство, частные правообладатели, интернет-провайдеры, крупные IT-корпорации и т.д. Те же, кто не может позволить себе платить эту ренту в основном оказываются исключенными из пространства Мирового разума и международного общения, они – часть многомилионной армии трудящихся эксплуатируемых мира, чьи голоса до сих пор не слышны.

Для нас, коммунистов, очевидно: доступ к знаниям и международному общению – право каждого, а не привилегия платежеспособного. Таким образом, следует требовать не просто свободного, но общедоступного и свободного от оков буржуазного общества интернета, мирового пространства, где знание и общение – достояние всех жителей Земли.

Интернет – пространство, где стали потенциально возможными накопление и получение знания без ограничений налагаемых товарно-денежными отношениями, но этот потенциал еще только предстоит реализовать в полной мере. Интернет скрывает в себе частицу будущего коммунистического общества.

Для коммуниста не достаточно требовать свободы в интернете: нам нужен интернет свободный от оков капиталистического общества. Нам нужен Free internet для всего человечества.

Олег Булаев

Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+

Добавить комментарий