Руководство ПСМА в Калуге отменило восьмичасовой рабочий день

С самого открытия завода ПСМА (Пежо — Ситроен — Митсубиси) в Калуге его руководство четко обозначило принцип: интересы бизнеса превыше всего. Рабочие видели многое: и незаконные срочные трудовые договоры, и попытки принудительно разделять отпуск, и затягивание решения по введению льгот за вредные условия труда. Теперь оно ввело режим суммированного учета рабочего времени, предусматривающий десятичасовые рабочие смены, исключающие повышенную оплату сверхурочных и нарушающие нормальный режим труда и отдыха.

Справедливо это или нет – каждый работник решает для себя самостоятельно. Однако, на предприятии существует небольшая группа работников, объединенных в независимый профсоюз МПРА и желающих повлиять на ситуацию в интересах всего трудового коллектива.
Что попытались сделать активные работники?

Активисты независимого от начальства профсоюза направили коллективные обращения в Госинспекцию по труду (ГИТ) и Прокуратуру, изначально не питая иллюзий по поводу результата. Профсоюзным юристом были составлены исковые заявления с требованием отмены суммированного учета рабочего времени и переданы на рассмотрение в суд. Бюрократические колеса «со скрипом», но все же закрутились.
Как вело себя руководство и суд?

На возмущенные голоса руководство завода отвечало лаконично: такой режим навсегда, ничего меняться не будет. Рассмотрение дела в суде переносилось три раза, папки с материалами всё распухали. Последнее заседание состоялось 31 августа. Несмотря на явные нарушения со стороны работодателя, отраженные в документах, в частности в предостережении Роспотребнадзора руководству ПСМА «…о недопустимости нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства», суд встал на сторону работодателя. Главным доводом руководства ПСМА в суде было то, что открытое недовольство выразило лишь меньшинство. «Всех всё устраивает». Но так ли это на самом деле?

Действительно, все выглядит так, будто ситуацией недовольны лишь члены профсоюза и еще несколько десятков рабочих. Остальные никаких действий не предпринимают. Значит можно и дальше «оптимизировать» персонал и «закручивать гайки», увеличивать нагрузку не повышая зарплаты; заставлять рабочих трудиться с нарушением техпроцессов и внутренних правил, при этом делая их виновными в невыполнении плана и увеличении количества дефектов.

Изначально скептическое отношение активистов к обращениям в госорганы и суды лишь укрепилось. Принципиальный спор рабочего и бизнеса в нынешних судах обычно решается в пользу бизнеса. Даже «случайно» выигранный нами суд не сможет изменить отношение руководства к трудовому коллективу. Именно так было после выигранных нами дел о незаконном введении срочных трудовых договоров.
Какова ситуация сейчас?

Несмотря на то, что положение в автоиндустрии сейчас сложное, вряд ли стоит делать вывод о «бедственном» положении ПСМА, основываясь на слухах и домыслах, проверить которые работники не могут. Запуск новых проектов, новый набор работников на завод свидетельствует о том, что уПСМА есть ресурсы и возможности развития. Ни одна компания не создается ради благотворительности, она создается для получения прибыли. Если завод работает, значит прибыль у компании есть. Другое дело, в чьи карманы она уходит. Значит, преждевременны и разговоры о том, что «ничего мы не сможем добиться, потому, что у завода нет финансовых возможностей…». Скорее верно то, что собственники корпорации пытаются переложить на работников калужского предприятия свои временные трудности. Для рабочих это означает – низкие зарплаты, отсутствие гарантированной занятости и уверенности в завтрашнем дне.
Что нужно делать работникам, чтобы их права и интересы не ущемлялись в будущем?

Весь наш опыт на ПСМА, да и на других предприятиях города Калуги свидетельствует о невозможности решать проблемы работников в индивидуальном порядке. У рабочих есть собственные интересы. Это — адекватно высокая зарплата и максимально комфортные условия труда. Но обращениями в суд их выполнения не добиться. Сейчас даже прописанные в законодательстве права работника поставлены под угрозу. Например, 8-и часовой рабочий день. Именно от рабочих зависит выполнение плана и вся жизнедеятельность завода ПСМА. Нужно определить, каких результатов мы хотим добиться, оформить наши требования и коллективно их отстаивать.

Даже если вы не любите профсоюзы как таковые и не хотите в них состоять, задайте себе простой вопрос: «Готовы ли вы мириться с тем, что вас ни во что не ставят?». Проблемы рабочих вместо нас никто не решит и так как у большинства работников ПСМА эти проблемы – общие, то и над решением их будет разумно начать трудиться сообща.
По материалам межрегиональной рабочей газеты «Факел»

mpra.su 25.10.2017

Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+

Добавить комментарий