Против кружковщины

В последние несколько лет приобрел большое распространение феномен т. н. марксистских кружков. Эти кружки или даже целые их сети занимаются в основном самообразованием и отрицают любую практическую деятельность, т. е. прямое участие в политической и экономической борьбе рабочего класса. Под это подводится теория о необходимости «кружкового этапа» в развитии движения. Мол, для того чтобы в будущем построить коммунистическую партию, вначале нужен долгий период выращивания для нее кадров в инкубаторе.

Проводятся, конечно, аналогии с периодом распространения марксизма в России в конце 19-го века и деятельностью марксистских кружков, предшествующей становлению РСДРП. Несуразность подобной аналогии очевидна. Да, действительно, до создания РСДРП был период деятельности кружков. М.Н. Лядов, автор книги «История Российской Социал-демократической рабочей партии», вышедшей впервые еще в 1906 году, делит эти кружки на «марксистские» и «социал-демократические». Деятельность первых, которая сводилась в основном к самообразованию, началась в середине 80-х годов и продлилась недолго. С 1891 года начинается деятельность «социал-демократических кружков», которые переходят к массовой агитации и пропаганде среди рабочих, и вскоре к прямому участию и руководству борьбой рабочих с фабрикантами. При этом надо учитывать, что еще группа Благоева, которая действовала в 1883-85 гг., вела широкую работу среди рабочих. (1)

Самое важное, что не понимают нынешние адепты «кружкового этапа», это то, что марксизм тогда, в 80-е годы 19-го века, только начинал распространяться в России, рабочее движение делало первые шаги и в этих условиях, естественно, приходилось начинать с нуля.

Современные условия в этом плане не имеют ничего общего с 80-ми годами 19 века. Мы имеем как минимум тридцатилетний опыт постсоветского левого и рабочего движения. Постсоветское коммунистическое движение образовалось из действовавших во времена перестройки левых групп и фракций внутри КПСС и первых левых организаций, действующих внутри неформального и диссидентского движения. С конца 1991 года коммунистическое движение в России начинает становиться массовым. К настоящему моменту за плечами российского левого и коммунистического движения участие в классовых боях 1992-93 гг., включая оборону Белого Дома, участие в мощном забастовочном движении 90-х, в протестах против монетизации льгот и других социальных движениях нулевых, в развитии профсоюзного движения, в общедемократических протестах 2011-2012 гг. и т. д. Все это время внутри движения велась полемика по самому широкому кругу вопросов как общетеоретического порядка, так и по вопросам, встающим в ходе текущей борьбы.

Да, опыт этих лет был как положительный, так и отрицательный. Но даже отрицательный опыт — это тоже полезный опыт. Можно также много чего сказать о слабости коммунистического движения в России, о низком теоретическом уровне кадров. Но исправлять эти недостатки можно, только принимая активное участие в этом движении, а не выращивая новых коммунистов в пробирках какими-то карикатурными школьными методами, изолируя молодежь, тянущуюся изучать марксизм, от реальной классовой борьбы.

Кстати, само марксистское учение изначально формировалось в ходе участия его основоположников в классовых битвах. Маркс и Энгельс с самого начала, как провозгласили себя коммунистами, вели пропаганду в рабочей среде, принимали активное участие в революции 1848 года.

Для формирования марксистских кадров недостаточно читать и обсуждать марксистские книги. Изучение теории должно идти рука об руку с участием в практической работе по организации рабочего класса. Существуют учебники по верховой езде, но даже самый лучший учебник не поможет вам овладеть этим искусством, если вы не будете садиться в седло.

Чтобы считаться марксистом, недостаточно знать марксизм, нужно еще уметь его применять. Применять в анализе политических и экономических явлений, к текущим вопросам классовой борьбы, к выработке тактики.

Нам не раз приходилось наблюдать, когда хорошо начитанный человек, пришедший в движение, терялся в элементарных вопросах. Не был в состоянии дать самый элементарный анализ какого-нибудь актуального вопроса. Порой возникала парадоксальная ситуация, когда прочитанные книги (причем правильные и полезные книги), вместо того чтобы помочь новичку сориентироваться в каком-либо вопросе, напротив служили ему препятствием для понимания и оценки тех или иных явлений, потому что прочитанное применялось не к месту. Человек просто не мог связать объективные явления с теорией. Многознание уму не научает…

Отрыв теории от практики ведет к искажению самой теории, которая превращается в сектантскую карикатуру на марксизм. Истинная традиция марксизма и большевизма всегда соединяла в одно целое политическую, экономическую и теоретическую борьбу. Не случайно Антонио Грамши в своих «Тюремных тетрадях» называл марксизм «философией практики».

Популяризируя сочинения классиков марксизма (часто, правда, и различные формы ревизионизма, например сталинизм), т. н. «кружки» одновременно фактически удерживают молодежь, которая сейчас все больше интересуется левыми идеями, от участия в реальной политической и экономической борьбе. Деятельность этих кружков не имеет ничего общего с кружками, которые предшествовали созданию РСДРП. По существу, это не марксистские кружки, а новый, более радикальный вариант сектантства. Только если традиционные левые сектанты отрицают необходимость работы с массовыми организациями или участие в выборах, то «кружковцы» отрицают вообще любую политическую и экономическую борьбу, под предлогом неготовности к ней. Сознательно или нет, эти сектантские «кружки» играют реакционную роль, тормозя развитие коммунистического движения. Если эти кружки вдруг действительно решат сформировать партию, это партия будет совершать одну ошибку за другой и элементарно не сможет ориентироваться в политической ситуации. Правда, у нас есть сильные подозрения, что «кружковый этап» для его сторонников основательно затянется. Классики марксизма были гениальными людьми и писали очень интересные книги. Чтение и обсуждение этих книг вполне может быть вариантом проведения досуга для некоторых людей. Только к делу борьбы за социализм такой подход имеет очень отдаленное отношение.

М.Дороненко

  1. М.Н. Лядов «Как начала складываться Р.К.П. (большевиков) (История Российской Социал-демократической рабочей партии)». М. 1924 (стр 51-70)
Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+

Добавить комментарий